Что выбрать: очное или дистанционное образование?

Что выбрать: очное или дистанционное образование?

Если сегодня человек решил получить новую профессию или знания по новой для себя области деятельности, то первым возникает вопрос: какой способ обучения выбрать: очный или дистанционный?

Объём рынка онлайн-образования

Сейчас мы переживаем настоящий бум дистанционного обучения. Интернет пестрит различными заманчивыми предложениями: от бесплатных уроков до платных курсов. И количество предложений в будущем будет только увеличиваться. В апреле 2019 года компанией NeoAnalytics было закончено маркетинговое исследование российского рынка дистанционного образования. По его данным, в 2018 году объем рынка составил около 28,9 млрд. руб. Прогнозировалось, что темпы развития рынка дистанционного образования в 2019 - 2021 годах составят 17-20 %. Объем рынка к 2021 году должен увеличиться до 53,5 млрд. руб. То есть доля рынка дистанционного обучения должна вырасти с 1,1% до 2,6%. Конечно, самоизоляция из-за короновируса, когда все образовательные учреждения перешли на онлайн-обучение, внесла существенные коррективы в прогнозы указанного исследования. Но зато теперь практически любой человек может на собственном примере судить о том, что ему лучше подходит: очное или онлайн-образование. В СМИ и Интернете развернулось глобальное обсуждение о положительных и отрицательных сторонах дистанционного обучения, об его особенностях и сферах применения.

Отличие очного и дистанционного образования

Очевидно, имеет смысл разобраться, каким образом лучше получить новые знания, не потратив лишних денег. Для того, чтобы сделать осознанный выбор, следует понять в чем состоит отличие дистанционного способа обучения от традиционного.

Основная разница дистанционного и очного способа обучения состоит в том, что при традиционном способе обучения, знания и навыки передает преподаватель напрямую через общение, а при дистанционном способе, обучающийся, как правило, самостоятельно получает новые навыки и знания с использованием сети Интернет и общение с преподавателем происходит удаленно. Поэтому при дистанционном способе обучения особое значение приобретает способность обучаемого к самообразованию и его мотивация к обучению, так как преподаватель в этом случае выполняет только координирующую функцию.

Особенности дистанционного образования

Рассмотрим, какие есть существенные преимущества у дистанционной формы обучения:

Стоимость

По данным консалтинговой компании Cedar Group, стоимость услуг онлайн-образования на 35-40% дешевле, чем стоимость очного образования. На YouTube можно  найти даже бесплатные ролики, которые носят информативный характер. Однако, информирование – это не обучение. Чтобы информация воспринималась, требуется методически правильное изложение материала, контроль процесса обучения и взаимодействие с наставником. Согласно исследованию EdMarket, доступные обучающие и бесплатные программы пока не имеют всего необходимого набора педагогических инструментов.

Доступность местонахождения

При этом способе не важно место нахождения обучаемого. Он может находиться в любой точке планеты, лишь бы был доступ в Интернет.

Гибкость графика

Обучаемый сам определяет режим занятий, что позволяет ему выбрать удобное время, и усвоение материала происходит в приемлемый для него срок.

Модульность курса

Как правило, курс разбит на отдельные модули и набор их может определяться индивидуально.

Возможность начать обучение в любой момент

Не надо дожидаться начала учебного года или сбора группы, так как каждый начинает заниматься сразу же после заключения соглашения.

Однако, согласно исследованию образования и технологий Katy Jordan при всех вышеуказанных преимуществах, массовые открытые онлайн-курсы заканчивает всего 15% обучаемых, т.е. для остальных 85% такие курсы оказываются неэффективными, что наталкивает на определенные вопросы. Все эксперты, а теперь и студенты, и школьники, и родители сходятся в том, что имеются существенные недостатки у дистанционного обучения, которые являются продолжением его достоинств. Так, при дистанционном обучении, существенно возрастает роль самого слушателя. Ведь именно он должен определить, какие знания и навыки ему необходимы, иметь сильную мотивацию, желание и умение поддерживать необходимый темп обучения без постоянного контроля. Онлайн-обучение требует высокой самодисциплины обучаемого.

В случае же обучения детей дошкольного и школьного возраста родителям приходится полностью быть вовлеченными в учебный процесс и брать на себя контрольную функцию, что сделать очень и очень непросто. Преподаватель в этом процессе становится не «учителем», а больше «помощником». Это порождает проблему вовлеченности обучающихся в занятие. Преподавателю в групповых занятиях сложно организовать активное участие всех слушателей, сложно контролировать степень их вовлеченности в процесс и степень овладения знаниями.

Общение при онлайн-обучении

При дистанционном обучении личные контакты между слушателями и преподавателем либо минимальны, либо отсутствуют вовсе в зависимости от выбранных курсов. В рекламе дистанционных курсов особенно подчеркивается возможность общения с преподавателем, в том числе и возможность получения ответа на вопросы. Однако, как показывает практика, при групповых занятиях вопросы задаются в письменной форме, но далеко не все слушатели могут письменно сформулировать конкретный вопрос, а на вопросы общего характера невозможно получить корректный ответ.

Не последнюю роль в процессе обучения играют и горизонтальные связи между слушателями. На очных занятиях происходит живое обсуждение той или иной проблемы, высказываются различные мнения, слушатели вместе ищут ответ на вопрос. То есть происходит работа в команде, чего лишено напрочь дистанционное обучение.

Наш опыт в организации дистанционных занятий во время самоизоляции показал, что в настоящее время наиболее успешными и приближенными по результатам к очному обучению может считаться только индивидуальная форма обучения в режиме видеоконференции на одной из имеющихся в настоящее время платформ. Но, конечно, данная форма обучения будет иметь достаточно высокую стоимость, сопоставимую с очной формой обучения.

Поэтому все сходятся во мнении, что групповое дистанционное обучение подходит для тех, кто хочет расширить и углубить имеющиеся знания, или немного повысить свою квалификацию. А изучать новую область знаний лучше в порядке очного обучения.

Кроме того, дистанционное обучение применяется, (даже если признается, что это не совсем эффективно) в том случае, если посещение учебного заведения невозможно. Как это, например, случилось, когда 14 марта 2020 года Министерство науки и высшего образования РФ порекомендовало регионам перевести школьников на дистанционное обучение из-за коронавируса.

В настоящее время дистанционное обучение широко применяется компаниями для повышения квалификации своих специалистов. Но практики по организации этого обучения отмечают, что и в этом случае наиболее эффективно объединять дистанционную и очную формы обучения.

То есть, поскольку личное общение с преподавателем мы пока не можем полноценно заменить компьютерными технологиями, приоритетной остается очная форма обучения с использованием приемов дистанционного обучения.

Заключение

Для существенного повышения уровня знаний имеет смысл выбрать очное образование. Если очное образование недоступно и есть существенная мотивация, при этом НЕ стоит задача существенно повысить уровень своих знаний или освоить новую профессию, можно воспользоваться дистанционным образованием.

Если же задача стоит как раз существенно повысить уровень своих знаний, из различных видов дистанционного образования стоит выбрать тот вариант, где максимальное общение с преподавателем, в идеале это общение один на один, как с репетитором по Скайп или Зум. Вот ссылка на индивидуальные дистанционные курсы по Скайп или Зум. Только в случае активного общения с преподавателем есть максимальный эффект от онлайн-образования и получение новых знаний.

В противном случае у обучаемого должна быть существенная мотивация, под которым подразумевается, что на каждый час дистанционного курса обучаемый готов по собственной инициативе (т.е. без требования преподавателя) потратить в несколько раз больше часов самостоятельного изучения материала.

Во всех остальных случаях стоит выбрать дистанционное образование, если обучаемый хорошо разбирается в теме, и хочет немного повысить уровень своих знаний и/или узнать немного нового. Иначе, без учета рекомендаций, указанных выше, обучаемый рискует попасть в те самые 85% случаев, когда дистанционное образование оказывается неэффективным, проще говоря, обучаемый напрасно потратит время и деньги.


Заинтересовало? Вот полезные ссылки на ресурсы нашего центра

  • Дистанционные курсы по Скайп или Зум индивидуально с преподавателем
  • Все очные курсы ИНФА-Образование НПЦ
  • Мастер выбора очных курсов ИНФА-Образование НПЦ

  • Автор статьи: А.Г. Бареян. © INFA-Education
    Дата публикации: 03.07.2020
    При воспроизведении полностью или частично гиперссылка на первоисточник обязательна.

    Количество просмотров за всё время:

    Поделиться в соцсетях...


    ИНФА-ОбразованиеАвторские статьи → Что выбрать: очное или дистанционное образование?


    Design by Anani Bareyan © INFA-Education
    Updated 28-07-2020